![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
>- Сдается мне, что скоро бомж с советским школьным образованием будет үмнее, чем нынешние выпускники университетоов. С появлением алгоритмов искусственного интеллекта стало возможным отчуждение пользователя электронных устройств от собственных мыслительных способностей. Индивидуальный разум замещается цифровым мышлением, хотя с инженерной точки зрения компьютер продолжает быть не более, чем быстродействующей счетной машиной. Такой подход кардинально противоречит истинной цели российского образования, которая должна базироваться на формировании мировоззрения и получении на каждом этапе обучения совокупности знаний, позволяющих логически мыслить, анализировать и использовать знания для решения практических задач. Образовательные программы должны включать методологический подход, позволяющий развивать аналоговое мышление. Оно дает критический взгляд на мир, так необходимый гражданину-созидателю. К сожалению, идеология глобалистов в области образования выстроена в долгую и очень профессионально. Она создает серьезную проблему на пути формирования национального корпуса инженеров. Начинать придется с азов. Предстоит вернуть в учебники физики, химии, географии, биологии ясность и системность изложения, чтобы сформировать начальные знания о природе вещества, способах взаимодействия различных форм материи, заложить практическое понимание законов природы и связей между ними. Именно из таких учебников школьник может почерпнуть уважение к будущей созидательной деятельности и к учителю, вынести понимание служения профессии на благо человечества как высшей ценности. Вместо этого сегодня учителя воспринимаются как менеджеры в сфере образовательных услуг. Большая часть родителей и детей относятся к ним как к людям, находящимся у них в личном услужении и не имеющим уважительного профессионального статуса. Потому и слово "инженер" утратило свое прежнее высокое значение человека, который в своей деятельности объединяет и использует знания из различных областей науки и техники в интересах социума. Ведь благодаря этому и была создана наша цивилизация, которая является инженерной по принципу ее создания. Анализируя первые результаты пилотного проекта "Совершенствование высшего инженерного образования", могу сказать, что важнейшие составляющие вузовской реформы уже ясны. Санкт-Петербургский горный университет провел несколько очень представительных форумов с участием коллег из других университетов, школ и ведущих промышленных предприятий. Наши идеи поддержаны, и теперь они могут быть сформулированы в качестве консолидированного предложения для реализации в сфере государственного регулирования образования: - образованию необходимо вернуть его сущность - единого и неразрывного процесса обучения и воспитания; - государственный образовательный стандарт по каждому предмету должен быть реализован через единый учебник с итоговыми вопросами. Вопросы ЕГЭ должны составляться строго в рамках итоговых вопросов таких учебников; - последовательность прохождения образовательной программы по всем предметам должна быть логически выстроена с учетом особенностей развития детского мышления. Учебные программы не могут включать разделы будущего уровня. Книги по общетехническим предметам (физика, химия, биология, география) необходимо писать лаконично и доступным языком; - основным итоговым документом по итогам освоения школьной программы должен быть аттестат. ЕГЭ - всего лишь инструмент оценки знаний отдельных предметов, имеющих особое значение в рамках дальнейшего вузовского образования. Необходимо вывести школьный дневник из серой электронной зоны и вернуться к его параллельному бумажному варианту, очевидно более эффективному для контроля знаний; - профессиональная ориентация должна формироваться в несколько этапов - от детской игры к осознанному выбору. Не следует насаждать слишком раннюю профориентацию. Целесообразно дать возможность студенту сделать окончательный выбор специальности не при поступлении на первый курс, а по итогам четырех семестров, когда уже состоялось общее знакомство с будущей сферой деятельности и ее отдельными направлениями; - отбор в технические вузы должен учитывать ряд особенностей - например, таких как склонность к научно-технической деятельности; - формирование образовательного потенциала в инженерном деле должно являться непрерывным процессом. Он начинается со школы, проходит через вузовскую программу с набором обязательных теоретических дисциплин, практического их закрепления на технологических площадках с объемом не менее 20 процентов учебной нагрузки, а далее продолжается в течение всей профессиональной деятельности. Ну и самое главное - стратегические парадигмы в образовании должны опираться на четко сформулированную цель, которая, к сожалению, до сих пор не определена. Ответы и комментарии:
|