Миасс.info

 
Архитектура старого Миасса
Энциклопедии и словари | Миасс. Энциклопедический словарь | Архитектура старого Миасса

Архитектура старого Миасса. Возникнув в конце XVIII века, по типу Миасс относился к горному заводу, но оригинальное месторасположение, экономика XIX века наложили отпечаток и придали своеобразие его архитектуре. Строительство завода совпало с эпохой классицизма в России. Строгая "образцовая" архитектура хорошо подходила для строительства новых городов. В стиле классицизма возводились культовые сооружения, общественные здания, частные дома и заводские корпуса. Старый Миасский завод представлял собой комплекс зданий и сооружений, размещенных у плотины с прудом. Возведенный по "регулярному плану", он имел организованный центр - заводскую площадь. Планировка селения прямоугольная. От Церковной улицы (ныне Пролетарская) отходят прямые - Орловская (Октябрьская), Береговая (Свердлова) и др. Она позволяла четко ориентироваться, обеспечивала удобный доступ к заводу. Центр старого Миасса представлял собой один из лучших горнозаводских ансамблей Урала. На северной стороне площади располагался Петропавловский храм. Встроенная колокольня церкви подчиняла себе площадь и весь поселок. В глубине площади располагалась заводская контора. Строгое двухэтажное здание с шестиколонным портиком возведено в лучших традициях классицизма. Четкий ритм окон, имеющих хорошие пропорции, оживляет гладкую стену. Основным украшением стены являются ритмически расположенные сандрики над окнами второго этажа.

На западную сторону площади выходила усадьба заводоуправителей с садом, беседкой и караульной будкой (сохранился только дом со значительными переделками и утратами). Южной частью площадь переходит в плотину, огражденную в XIX веке ажурной чугунной решеткой. Остальные здания, формирующие современную площадь, построены в конце XIX века.

На заводском строительстве отразилась реформа управления горными заводами, предпринятая в конце XVIII - начале XIX века. Реформа 1806 года упорядочила заводское строительство и учредила институт горных заводов, округов и главного правления горных заводов Урала.

В середине XIX века в Миассе работал архитектор Златоустовского горного округа Ф.А. Тележников. Им составлен генеральный план Миасса, построен комплекс - госпиталь и казарма, разработаны планы каменных обывательских домов, перестроен Петропавловский храм и выполнен проект нового резного иконостаса для него.

Строительство каменных обывательских домов поддерживалось окружной администрацией. Для строительства дома выделялось определенное количество кирпича, в зависимости от выбранного плана.

Однако затем облик старого Миасса стала определять архитектура второй половины XIX века. Здания возводятся в стиле эклектики, пришедшем на смену классицизму. Новый стиль обусловлен ходом социально-экономического развития - становлением капитализма. Появляются новые типы зданий: торговые дома, коммерческие банки, вокзалы. Основной заказчик этого времени - новый класс буржуа. В Миассе это золотопромышленники, купцы, чиновники. Они стремятся через дом или магазин показать свою состоятельность. Ярким примером архитектуры этого периода являются усадьбы Е.Н. Симонова и А.Ф. Бакакина, торговые дома братьев Николаевых и Смирнова.

Усадьба Симонова доминирует в запрудной части города. Современники дом Симонова называли дворцом. Комплекс состоит из разновременных построек, объединенных общим двором. Усадьба обнесена высокими противопожарными стенами из местного дикого камня и только часть сада, выходящего в переулок и на центральную проезжую магистраль, обнесена ажурной кованой оградой.

Отличительной чертой усадьбы Бакакина является открытый двор, т.к. усадьба обнесена ажурной оградой, стоящей на каменном основании в пол-этажа. Эти сооружения и сегодня сохраняют черты своего стиля - обильное украшение фасада с использованием разностилевых мотивов.

На церковную архитектуру второй половины XIX века большое влияние оказало официальное идеологическое течение славянофильства, объявившее Россию наследницей Византии. В русско-византийском стиле ведется все церковное строительство провинции. За основу брались древние русские храмы с обязательным пятиглавием. В этом стиле выполнены Миасские храмы этого периода - Александро-Невский и Свято-Троицкий.

Во второй половине XIX века складываются основные площади Миасса - Церковная (заводская), Александровская ("пензенская") и Шадринская (в районе Свято-Троицкого храма). Они являлись административными и торговыми центрами.

В начале XX века в Миассе появляются постройки в стиле модерн. Этот рациональный стиль был быстро подхвачен в провинции. За короткий срок построено несколько сооружений - магазины А.Ф. Бакакина (ГДК), (досуговый центр "Энергия"), магазин И.Г. Стахеева (универмаг "Южный"). Здания этого стиля не вписываются в привычные композиционные схемы, их планы формируются свободно, исходя из целесообразности размещения помещений и их групп. Торговый дом Стахеева - угловое здание, один фасад длиннее другого, угол здания срезан, тем самым хорошо оформляется вход в магазин и открываются оба его фасада. Большие плоскости окон, декор на стенах - все это чисто внешние проявления модерна. В магазине Бакакина (ГДК) в качестве украшения использована лепнина, ажурные решетки с модерновыми мотивами, керамическая плитка.

В конце XIX - начале XX века в Миассе появляются различные общественные сооружения. Большая часть из них выполнена в так называемом "кирпичном стиле". Это церковно-приходская школа Александро-Невского прихода (старое здание школы № 14, ныне снесено), ремесленная школа, аптека (ул. Пролетарская, 40). Ярким примером этого стиля является здание Низшей ремесленной школы. Здесь использован минимум украшений, выделен вход с высоким порталом и звонницей наверху, т.к. в школе располагалась домовая церковь. Более нарядно здание аптеки, где использован кирпич различного профиля для создания коврового орнамента фасада (к сожалению, после побелки фасада здание значительно утратило свою привлекательность). В этом же стиле выполнено здание мельницы братьев Поликарповых (территория завода "Миассэлектроаппарат").

Г. Наумова


Материалы предоставлены МГУ "Культура", г. Миасс, 2003 год.
Публикуется с сокращениями.

© 2000-2021 ООО "ВЕБ Миасс"   Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
Emcd безопасный майнинг emcd.io.